![]() |
![]() (4822) 320-279 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специализация - стройлизинг Лизинг в строительной индустрии России в 2007 году. По данным Росстата, степень износа основных фондов по крупным и средним коммерческим строительным организациям составляла 41,4%. В 2007 г. удельный вес строительной техники с истекшим сроком службы по башенным кранам достиг 60,9%; по кранам на гусеничном ходу - 70,1%; по скреперам - 71,9%; по бульдозерам - 54,9%. Среднегодовая численность работников строительных организаций составляла около 42 человек1. Очевидно, что использование традиционных методов финансирования технического вооружения и перевооружения в строительстве не всегда эффективно. Лизинг позволяет во многом решить эту проблему. Неслучайно, что при темпах роста работ, выполненных по экономической деятельности «Строительство» в течение 2006-2007 гг. со скоростью немногим более 18 процентов в год, темповые характеристики нового лизингового бизнеса строительного оборудования и техники в среднем составляли свыше 97 процентов. Газман В. Д., профессор Высшей школы экономики Лизингоемкость инвестиций В прошлом году в статье «Лизингоемкость инвестиций в стране и в строительном комплексе» (см. журнал «Строительная техника и технологии», 2007, № 1-2) мы подробно рассмотрели методологию расчета удельных показателей, характеризующих проникновение лизинга в ВВП, общий объем инвестиций в основной капитал, а также значимость лизинга профильных видов оборудования в инвестициях в отдельные отрасли экономики страны. Сейчас представляется возможность сообщить читателям наиболее свежую и полную информацию по итогам 2007 года. Для этого мы сопоставили данные, полученные в ходе наших ежегодных обследований лизинговых компаний, по стоимости заключенных и профинансированных договоров лизинга, в том числе по строительному и дорожностроительному оборудованию и технике, с инвестиционными показателями Росстата (без учета НДС) за 2002-2007 гг. Значимость лизинга в ВВП - это первая и самая общая макроэкономическая пропорция, характеризующая развитость национального лизингового рынка. В некоторых экономически передовых странах данный показатель в последние годы достигал величины в 2-3 и более процентов. Так, например, его значение соответствовало:
Однако следует принять во внимание, что абсолютный объем ВВП в США пока свыше чем на порядок, то есть более чем в 10 раз. превышает российский. Но между тем темпы роста лизинга, инвестиций в основной капитал и ВВП в нашей стране более быстрые по сравнению с другими странами, и это обнадеживает. По-видимому, задача войти России в первую пятерку стран мира по величине ВВП к 2020 году будет решена, в том числе и с помощью развития отечественного лизинга. Далее определяем удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал. В 2007 году этот показатель достиг уровня в 10.66%. При этом объем лизинга, как это методологически предусмотрено Росстатом. учитывался без НДС. Проведенные нами вычисления показали, что удельный вес лизинга в основной производственный капитал в общем объеме инвестиций в основной производственный капитал достиг в 2006 г. уровня в 10,63%, а в 2007 г. значение этого показателя составляло 12.83%. Удельный вес лизинга в оборудовании и транспортных средствах в обглем объеме инвестиций в оборудование и транспортные средства в Российской Федерации в 2006 г. достиг уровня 22.15%, а в 2007 г. - 26,76% Для сравнения отметим, что годом ранее в США уровень этого показателя составлял . а в Германии - 24.6%. Обращаем особое внимание на эти значения, поскольку в литературе очень часто размерность данных показателей ошибочно приписывают удельному весу лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды той или иной экономически развитой страны, подчеркивая при этом, какой разрыв сложился между российским и зарубежным лизинг Наиболее четко тенденция роста лизингоемкости инвестиций проявилась в строительном комплексе страны, что обусловлено рядом причин. Например, многие виды строительной техники являются высоколиквидными и могут служить хорошим обеспечением для многих лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок. Сроки амортизации строительной техники с учетом применения ускоренной амортизации сопоставимы со средними сроками кредитования в стране. Большинство видов строительной техники - относительно недорогое. Подводя итог этого раздела аналитической статьи, необходимо обязательно отметить, что различия в методологии учета лизинговых операций (Росстата и нашей), неточности, возникшие в ходе сбора статистическими органами первичной информации, повлияли на существенное занижение в 2003-2007 гг. объемов финансового лизинга в стране, а также на величину инвестиций в экономику страны в целом, в основной капитал, в оборудование и транспортные средства. Проведенные нами расчеты свидетельствуют о том, что более реальными и объективными значениями в 2007 г. являлись следующие показатели лизингоемкости: удельный вес лизинга в обшем объеме инвес-тиции удельный вес лизинга в оборудование и транспортные средства в обшем объеме инвестиций в оборудование и транспортные средства -23.54%; удельный вес профильного имущества в общем объеме инвестиций в строительств - примерно 29,5%. Таблица1. Удельный вес лизинга профильного имущества в общем объеме инвестиций по отдельным отраслям экономики России в 2002-2007 гг.,%
Вместе с тем надо иметь в виду, что полученный в результате расчетов удельный показатель лизингоемкости инвестиций в строительном комплексе страны является нижним пороговым уровнем. Дело в том, что в наших расчетах учитывалось только профильное строительное и дорожностроительное оборудование и техника, по которому в течение каждого года были заключены новые договоры лизинга. Эти виды имущества доминировали в строительном лизинге. Но на самом деле строительные организации получали по лизингу и автотранспортные средства, и деревообрабатывающее оборудование, и средства связи, и недвижимость, и многие виды другого имущества. То есть уровень лизингоемкости инвестиций в строительном комплексе в 2006 г. превышал 30 процентов, и это был один из самых высоких показателей в стране. Количество и средняя стоимость договоров стройлизинга
Количество зактюченных договоров является одним из индикаторов развитости рыночных отношений в лизинговом бизнесе, поскольку характеризует насыщенность хозяйственных связей между лизингодателями и конечными пользователями передаваемого в лизинг имущества. Всего по 154 обследованным нами лизинговым компаниям в 2007 гоу было заключено 89,63 тыс. новых договоров лизинга (в 2006-м - 57,43 тыс. договоров). При этом средняя стоимость одного лизингового договора увеличилась с 256 тыс. долл. до 323 тыс. долл. (+ 26,2%). По 60 лизингодателям строительного оборудования и техники, на долю которых приходилось почти 87% стоимости нового лизингового бизнеса компаний, представивших информацию, было заключено 5668 договоров. В целом по этому сегменту рынка было заключено, по нашей оценке, 6,2 тыс. новых договоров лизинга (в 2006 г. - 4,12 тыс.). Средняя стоимость одного договора лизинга равнялась 334 тыс. долл. (2006 г. - 267 тыс. долл.). Это означает, что первоначальная стоимость передаваемого в лизинг строительного оборудования и техники (по договору купли-продажи) с учетом среднегодового удорожания и средних немногим более трехлетних сроков договоров лизинга составляла примерно 256 тыс. долл. (2006 г. - 203 тыс. долл.). По 40 лизингодателям дорожностроительного оборудования и гехники, на долю которых приходилось более новых сделок участвовавших в обследовании компаний, заключено 2827 договоров, а всего их было заключено, по нашей оценке. 3,1 тыс. (в 2006 г. -1,73 тыс.). Причем средняя стоимость одного договора составляла 272 тыс. долл. Этот показатель меньше, чем в предыдущем году (338 тыс. долл.). почти на 20%. Полагаю, что на данный результат повлияло несколько факторов. в том числе: вовлечение в лизинговый оборот большего количества менее дорогой техники; некоторая разукрупнен-ность новых лизинговых сделок: расширение объема лизинговых услуг для малых и средних предприятий и др. Лизинговые компании, которые заключили в течение года сто и более договоров в обоих сегментах строительного оборудования и техники (всего -23), представлены нами в таблице 2. Таким образом, в целом в отрасли лизинга специализированного строительного и лорожно-строительного оборудования и техники в 2007 году было заключено 9,3 тыс. новых договоров лизинга (в 2006 г. - 5,85 тыс.). то есть каждый десятый лизинговый договор в стране; их средняя стоимость составляла 313 тыс. долл. (в 2006 г. -289 тыс. долл.). Несмотря на то что объемы лизинга в строительной индустрии значительно выросли по сравнению с предыдущим голом, масштабность лизинговых сделок увеличилась на 8.3%. Отличительной особенностью лизингового бизнеса в 2006 год} явилось его еще большее рассредоточение между операторами, и. соответственно, лизингополучатели имели возможность для выбора, с какой компанией им предпочтительнее взаимодействовать в рамках лизинговой слетки и на каких условиях. Следует особо подчеркнуть, что в приведенных выше средних показателях аккумулируется как информация по небольшим лизинговым контрактам, например для малых предприятии, стоимостью от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов, так и данные по крупномасштабным лизинговым проектам с различного вида строительным и дорожно-строительным оборудованием. Например, контракт компании «Кубанский промышленный лизинг», стоимость которого составила 22,610 млн. долл., ряд контрактов других компаний («Интерлизинг», «Универсальный промышленный лизинг» па сумму более 15 млн. долл.). Для сравнения отмечу, что в США крупномасштабными (big ticket leasing) считаются лизинговые договоры стоимостью свыше 10 млн. долл., в Великобритании - контракты, в которых указывается их стоимость на сумму свыше 20 млн. фунтов стерлингов. Таблица 2. Лизинговые компании с наибольшим количеством новых заключенных договоров лизинга строительного оборудования и техники в 2007 г.
Специализация лизингодателей в стройлизинге
Моделируя развитие своего бизнеса, каждая лизинговая компания определяется, каким путем идти дальше. Например, развивать свою универсализацию и быть способной быстро и алекватно реагировать на потребности рынка или выбрать определенную специализацию и предоставлять клиентам максимально качественный продукт только в одной номенклатурной нише? Однозначного о гнета на поставленный вопрос нет. Это означает, что у каждого направления развития имеется оольшое количество как плюсов, так и минусов. На рынке лизинга строительной и до-рожно-строитсльной техники работало большое количество специализированных и узкоспециализированных лизинговых компаний. По данным результатов 2007 года был рассчитан удельный вес лизинга строительного оборудования и техники в обшей стоимости заключенных договоров лизинга компании (объем нового бизнеса), результаты которого приведены в таблице 3. Таблица 3. Уровень специализации лизингодателей строительного оборудования и техники (с объема нового бизнеса свыше 10 млн. долл.) в 2007 г.
Уровень концентрации стройлизинга
Конкуренция является основным движителем развития рынка, и наличие конкуренции - важнейшее свидетельство развитости рынка. При этом рынок лизинговых услуг не является исключением. Как свидетельствуют данные нашего аналитического исследования, в обоих сегментах лизингового рынка -строительного оборудования и техники и дорожно-строительного оборудования и техники - было представлено большое количество лизинговых компаний. Уровень концентрации рынка измеряется с помощью различных показателей. Мы считаем наиболее точным и удобным для аналитических выкладок применение индекса Herfindahl-Hirschman (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех компаний, представленных на рынке. Максимальное значение, которое может принимать индекс HHI, равно 10000. В США индекс HHI является оценочным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики государства. При этом если показатель HHI меньше 1000, то рынок оценивается как неконцентрированный и не регулируется. При значениях 1000<ННI<1800 рынок считается умеренно концентрированным. При ННI>1800 рынок считается высококонцентрированным или немногочисленным. Следует иметь в виду, что чем ниже показатель уровня концентрации, тем более универсальным является лизинговый рынок той или иной страны. Динамика этого показателя свидетельствует о тенденциях развития националього рынка. Проведенные нами расчеты по даным за 2003-2007 годы показали, что по лизинговым компаниям в обоих сегментах строительного лизингового рынка страны на протяжении пяти последних лет все значения индекса HHI были менее 1000. Следовательно, уровень концентрации был приемлемым с точки зрения антимонопольных требований. Более того, представленная в таблице 4 информация свидетельствует о том,что уровень концентрации постоянно сокращался. Это означает, что лизинговый бизнес в значительной степени рассредоточен между большим количеством операторов, и, соответственно, лизингополучатели имеют возможность для выбора, с какой компанией им предпочтительнее взаимодействовать при проектировании той или иной лизинговой сделки. Вместе с тем выскажу предположение, что в ближайшие 2-3 года показатель уровня концентрации стройлизинга России несколько возрастет. Это может быть обусловлено начавшимся процессом укрупнения отечественных лизинговых компаний, сделками купли-продажи лизингодателей. В части строительного оборудования и техники такая подвижка (рост уровня концентрации) уже имела место в 2007 году. Таблица 4. Значение индекса Herfindahl-Hirschman в сегментах стройлизинга в 2003 - 2007 гг.
Таблицы 5. Лизинговые компании, заключивышие в 2007 г. договоры лизинга строительного и дорожно-строительного оборудования и техники.
В заключение нашего аналитического обзора отечественного стройлизин-га мы осуществим в рамках сводной таблицы ранжирование лизинговых компаний по суммарной стоимости заключенных ими в 2007 году новых договоров лизинга строительного и дорож-но-строительного оборудования и техники. В таблице 5 представлена информация о 114 лизингодателях с объемами нового бизнеса свыше одного миллиона долларов (всего заключили договоры 126 лизингодателя). Целесообразность предоставления сводной информации о лизинговых компаниях, работавших в двух сегментах рынка, обусловлена тем, что в ряде случаев крайне сложно разграничить эти виды имущества по месту и направлению их использования лизингополучателями. Зачастую они, по сути, имеют двойное применение, а иногда могут использоваться и в других отраслях народного хозяйства. Прогнозное предположение, основанное на данных многолетних обследований отечественных лизинговых компаний, предусматривает, что в 2008 году объем нового лизингового бизнеса в обоих сегментах лизинга строительного оборудования и техники достигнет уровня в 5 млрд. долл. Увеличение удельного веса строительного и дорожно-строи-тельного оборудования и техники возможно за счет выполнения заказов по строительству зданий, сооружений и коммуникаций для проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Все предпосылки для такого роста в стране имеются: потребность строительных организаций в обновлении основных фондов, расширении масштабов строительной деятельности; достаточно развитая сеть операторов лизингового бизнеса в разных регионах страны; наличие разнообразных источников финансирования лизинговых операций; а главное, сам инструмент - лизинг, который посредством льгот, преференций и, что очень важно, предоставляемых потребителям услуг обеспечивает удовлетворение экономических интересов многих предприятий и организаций. 1 - Данные по статистическому сборнику «Инвестиции в России. 2007», с. 17; по статистическому сборнику «Россия в цифрах. 2008» (www.gks.ru). 2 - World Leasing Yearbook 2006, p. 7; World Leasing Yearbook 2007, p. 5; World Leasing Yearbook 2008, p. 5. Журнал "Строительная техника и технологии", 5(57) 2008. |
Спец предложения на технику!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
° Главная
° Спецтехника
° Ремонт
° Партнеры
° О компании
° Контакты
↑ Наверх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2008 Все права защищены. При копировании материалов не забывайте ставить обратную ссылку.
Воплощено в жизнь zykovo.ru Рефераты, Сочинения и Учебники.
|
|